Несмотря на то что становление занимает годы после рождения малыша, он еще в утробе матери способен ощущать, слышать, реагировать, испытывать удовольствие и неудовольствие, боль, эмоции.
В начале XX века сразу в ряде стран проводили исследования внутриутробного поведения плода. Специалисты выяснили:
- Уже в 6 недель хорошо различимы мозговые импульсы.
- К 10-11-й неделе ребенок начинает чувствовать внешнее воздействие (боль, давление, тепло, вибрации) и реагировать на них.
- На 18-20-й неделе будущий малыш может показывать свой характер, проявляя себя как «тихоня» или «буян», реагируя на резкие звуки извне. На этом сроке он уже обладает набором мимических реакций: специалисты фиксируют у плода улыбку, плач, крик, выражение удовольствия или сердитости.
К середине беременности дети хорошо различают звуки, запоминают голоса близких, музыку и отдельные слова, у них проявляются музыкальные предпочтения. Кому-то больше по душе спокойная мелодичная классика, особенно позитивно большинство малышей реагируют на исполнение произведений Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта и Фредерика Шопена. А кто-то предпочитает мелодии поэнергичнее.
К шести месяцам уже функционирует вестибулярный аппарат — ребенок хорошо различает положение своего тела и может принимать более удобные позы, переворачиваться. Развивается ощущение вкуса, а вот способность чувствовать запахи — только ближе к 9-месячному сроку.
При таком объеме достоверных знаний о том, что может понимать и чувствовать еще не рожденное дитя, очевидно, что с ним можно и нужно общаться. Нередко и сами детки недвусмысленно сообщают, что нуждаются в таком общении, хотят послушать любимую мелодию, или голоса родителей, принять теплую ванну или погулять.